“Горячий Кофе” или история одного запрета

Размещено 11 лет назад (09.12.2012) | Автор: | 2 комментария

“Горячий Кофе” или история одного запрета

Многие из нас играли  в Grand Theft Auto: San Andreas и многие застали тот период который открыл для них “Hot Coffee” функцию которая перевернула игровое сообщество, журналистов и адвокатов. Это новый черный пиар Rockstar Games или просто желание сделать игру лучше? Давайте узнаем, с чего всё началось.

Перед вами перевод масштабного журналистского расследования от Eurogamer на тему одного из самых знаменитых и противоречивых модов для игр. В данном материале упоминается секс, “вредные игрушки” и возмущённые политики, а также присутствует цензурированная обсценная лексика. Если вы — ребёнок, негодующий родитель или американский общественный деятель, лучше воздержитесь от прочтения статьи (прим. пер.)

Над переводом работал nkinoman

Проснувшись, Патрик Уилденборг был дезориентирован. Будучи отцом годовалого сына, он уже не удивлялся неожиданным пробуждениям от шума посреди ночи. Но в этот раз всё было иначе. Его разбудили не вопли младенца, а пронзительный звонок телефона. С полузакрытыми глазами Уилденборг потянулся к трубке. “Алло, это Патрик?”, — акцент на той стороне трубки явно принадлежал коренному жителю Нью-Йорка. “Мы звоним из Rockstar. Игрового разработчика. Хотим сказать спасибо за то, что вы сделали”.

14 июля 2004 Сэм Хаузер, глава и один из основателей Rockstar Games, написал электронное письмо Дженнифер Коулб, исполнительному директору компании. В большинстве других фирм содержание этого письма было бы отмечено, как “NSFW” (“не смотреть на рабочем месте — так обычно помечают шокирующие материалы или эротику” — прим. пер.)

Вот некоторые примеры контента, который будет показан графически:

1) Оральный секс
2) Совокупление (в разных позах)
3) Использование фаллоимитатора (включая возможность убить им кого-либо)
4) Хлестание кнутом (можно быть отхлёстанным)
5) Мастурбация (один из героев — заядлый любитель; мы ДОЛЖНЫ это оставить)

Все эти пункты демонстрируются при помощи кат-сцен (видеороликов, на время которых геймплей останавливается), а также внутри самой игры”.

Он продолжал: “В GTA: San Andreas мы собираемся включить огромное количество новых элементов геймплея и взаимодействия с окружением. Помимо жестокости и сквернословия, мы хотим добавить в игру контент сексуального характера, что может быть непонято некоторыми людьми, но, на мой взгляд, довольно естественно (более естественно, чем насилие), особенно с учетом того, что игра ориентирована на взрослую аудиторию”.

Действительно, описанный Хаузером в письме сексуальный контент уже делался где-то в недрах Rockstar North в Шотландии. Команда завершала разработку ожидаемого продолжения серии GTA, действие которого разворачивалось в вымышленном американском штате San Andreas.


После ставшей хитом Vice City, ажиотаж вокруг предстоящей San Andreas был огромен, и Rockstar хотели выйти в новой игре за рамки дозволенного.

Макс Клиффорд, известный пиарщик, назвал продававшийся многомиллионными тиражами сериал от Rockstar “несносным ребенком” игровой индустрии. Однако амбиции студии были куда больше, чем предполагал “повелитель медиа-индустрии”. Их целью было обратиться к “темной стороне” современности, затронув табуированные темы, долгие годы исследуемые кинематографом: организованную преступность, публичные перестрелки, угон машин, торговлю наркотиками, маргинальное поведение, нарушение ПДД и секс. Все это присутствовало в прошлых играх серии, включая последнюю, Vice City. Кроме, пожалуй, секса.

Секс был запретной темой для видеоигр, хотя Голливуд был пропитан им насквозь. Годами игры Хаузера заставляли игроков проявлять жестокость в виртуальном мире. Теперь освещение темы секса было “естественным” шагом для видеоигр, чтобы добиться той же свободы творчества, что долгие годы присутствовала в литературе и кино. Удаление сексуальных сцен из San Andreas было бы предательством изначальной идеи, самоограничением, наносившим ущерб игре, превращавшим её в повторение пройденного.

Однако Хаузер осознавал заложенное в западную культуру фундаментальное противоречие: толерантное отношение к насилию и неприятие темы секса. Секс: краска смущения на щеках Америки. Ответное письмо Коулб могло оказаться благословением на принятие сложного решения, и груз ответственности был возложен на её плечи. Но это также был и способ взвесить все “за” и “против” для самого Хаузера, попытка обосновать собственную позицию. “Я знаю, что это скользкая тема” — написал он в конце — “но я хочу найти способ воплотить эту задумку”.

Патрик Уилденборг родился в 1969 году, в простой семье маленького городка на востоке Нидерландов. В 1984 родители купили ему первый компьютер, Commodore 64. Как многие подростки в то время, Уилденборг использовал его преимущественно чтобы играть, однако вскоре его интересы стали затрагивать и процесс создания игр. Изучая книги и журналы, он начал писать своё первое программное обеспечение.


Патрик Уилденборг, более известный как PatrickW, всё ещё разрабатывает программное обеспечение.

Хобби переросло в увлечение, а затем — в профессию, и в 1995 Уилденборг получил степень магистра в информатике. Датчанин встретил девушку своей мечты, сыграл с ней свадьбу, и пара ездила по Нидерландам, пока Уилденборг пробовал себя в качестве разработчика программ. В 1999 семья завела первого ребенка, и Патрик стал больше времени расслабляться за видеоиграми.

“Я был казуальным игроком и никогда не имел пристрастий к определенной игре или серии”, — говорит он сегодня. “Я начал играть в GTA довольно поздно. Через какое-то время после выхода Vice City я взял попробовать её у друга. Может, все дело было в сеттинге и музыке, или юмору и экшну. Неважно почему, но я просто влюбился в эту игру. Когда я прошел сюжетную линию, мне не захотелось поиграть во что-то ещё. Я проходил дополнительные задания, искать спрятанные пакеты и так далее. Это была первая игра, которую я прошел на 100%”.

Немало времени прошло в охоте за секретами Vice City, прежде чем Уилденборг влился в сообщество игроков. “В ходе поиска всех секретов в игре я искал информацию в Сети и познакомился с членами онлайн-сообщества фанатов”, пишет он. “У них была вся нужная информация, и, более того, они были помешаны на игре, которая так пришлась мне по душе”. По мере общения с людьми из фан-клубов он нашел способ объединить его любовь к игре и давнее пристрастие. “Я узнал, что люди создают моды для GTA. Учитывая мой опыт работы в качестве разработчика, я был заворожен модами, добавлявшими в игру новые возможности. Так что я начал экспериментировать с этим самостоятельно”.

Первый мод Уилденборга избавлял игру от одной из раздражавших его мелочей — невозможности хранить более четырёх машин в гараже. В игре, полной шикарных авто, это казалось жестоким ограничением для моддера-новичка. Его “Marine Car Park Mod” позволял хранить в гараже 40 автомобилей, создавая для игроков парковку для их сокровищ. Его работа пользовалась успехом и продвигала его в иерархии сообщества. Он вошел в число лучших разработчиков, тех, кто не мог дождаться релиза San Andreas и уже обсуждал, что возможно улучшить в новинке.
“Определённо есть две проблемы, с которыми надо разобраться…”

Ответ Дженнифер Коулб на список сексуальных актов, которые Сэм Хаузер надеялся включить в GTA: San Andreas был строго по делу. “Во-первых, это ESRB (рейтинговое агентство — прим. пер.) и то, сколько мы можем себе позволить, прежде чем перейдем из категории Для взрослых в категорию Строго для взрослых, что лишит нас 80 процентов наших каналов дистрибьюции. Во-вторых, это розница и то, как нам вывести контент на новый уровень откровенности, показать всё одновременно явно и смутно, соблюдая границы, заданные консервативными торговыми сетями”. Похоже, что секс продаёт всё, кроме видеоигр.

Коулб чётко дала понять: добавление мини-игр с сексуальными актами могло повлечь к выставлению игре жёсткого рейтинга, который бы отпугнул большинство американских сетей, продающих игры. Это ставило Хаузера перед диллемой: стоит ли ему вырезать секс или позволить компании потерять прорву денег.

17 августа 2004, всего лишь за восемь недель до назначенной даты релиза, Хаузер написал обращение к сотрудникам: “Графическая демонстрация секса не могут быть показаны в игре с возрастным рейтингом, на который мы ориентированы. Сцены, которые мы собираемся включить в игру, определённо признают запрещёнными”.

Коулб предоставила список исправлений, которые были необходимы для получения рейтинга “Mature”. Хаузер ответил: “Это СИЛЬНО, СИЛЬНО больше, чем я ожидал. Это не просто безумие вырезать столько — посмотри на фильмы и всё остальное — это займёт много времени и от этого может пострадать качество всего остального…

Это что, действительно лимит наших возможностей? Я просто не могу поверить. Такие масштабные изменения точно повлияют на время разработки. Скажи, если это действительно твоя окончательная позиция”.

Все ещё болезненно воспринимая несправедливость ситуации, Хаузер написал в другом письме:
“Мы точно уверены, что это необходимые изменения? Как я уже говорил Терри (Доновану, руководителю Rockstar Games в то время), я был просто потрясён объёмом необходимых исправлений. Редактура нужна просто повсюду, и мы явно ещё не перешли границы. Зачем напрягаться? Я действительно, абсолютно точно не хотел бы этого изменять. Эти приказы психованных, капиталистичных ритейлеров-мормонов кажутся мне ТАКИМИ неправильными”.
Однако финансовый урон, который бы нанесло подобное решение, был очевиден: отказ исправить спорные моменты лишал игру большей части аудитории. Теперь главной проблемой было понять, как изъять неподобающий материал из игры, не испортив её функционала за столь короткий срок до релиза. В компании назрела необходимость в экстренном собрании руководства, где менеджеры могли бы обсудить возникшую ситуацию. В ходе встречи Хаузер объяснял: “Нельзя просто так вырезать что-то из игры”.

Он настаивал на альтернативном решении проблемы: вместо удаления контента, команда могла бы “замаскировать” сцены сексуального характера так, что код с ними оставался бы на диске, но был недоступен игрокам.

Как он впоследствии писал во внутренней переписке: “Мы заблокировали этот контент, потому что не было другого способа сделать это за отведенное время, не создав багов и проблем. Части движка очень тесно интегрированы, и каждая деталь реагирует абсолютно на всё. Последствия простого изъятия чего-то пугали нас”.

Решение было принято. Секс оставался, но он оставался скрытым. К разочарованию моддинг-сообщества, Rockstar решили сначала запустить версию для Playstation 2, а лишь затем — РС-версию. Причиной стало то, что консольный код было труднее взломать и модифицировать.
“Конечно, тогда я дико хотел увидеть новую игру и становился все более и более взволнован по мере роста хайпа в Сети” — говорит Уилденборг. Он сам не имел PS2, но мог поиграть в неё дома у друга. Первые же минуты игры убедили Патрика обзавестись консолью. “Это было просто потрясающе — огромная карта со множеством локаций, роскошный саундтрек и увлекательные миссии. Параллельно, я стал изучать игру с моддерской точки зрения. Мы не могли создавать моды для PS2, но хотели заранее изучить форматы файлов, чтобы быть во всеоружии к выходу игры на компьютерах”.
Анализ кода игры начался в декабре 2004, спустя месяц после релиза на Playstation 2. “Конечно, мы изучали файлы и до этого. Однако первый месяц большинство моддеров сами были активными игроками. После того, как мы добрались до исходников, мы обнаружили, что несколько файлов с анимацией имели имена, связанные с сексуальными актами. Сперва это не бросилось нам в глаза, потому что в игре были ночные клубы и проститутки, а также секс на заднем плане в некоторых кат-сценах”. Наименования файлов включали ‘SEX’, ‘KISSING’, ‘SNM’ and ‘BLOWJOBZ’. Один из моддеров, Бартон Уотердак, создал программу для просмотра, которая извлекала информацию из игры, меняла формат анимаций и выводила их в виде двигающихся черновых каркасов персонажей. Несмотря на то, что на экране двигались примитивные скелеты, результаты поражали: на экране происходили более чем откровенные сцены, нигде не встречавшиеся в игре.

Через некоторое время Уотердак смог наложить на анимации модели персонажей, в том числе и главного героя, CJ. Он написал об открытии в закрытой группе для моддеров, где те обсуждали свои разработки: “Я нашел в игре CJ, еб***гося на полу, словно кролик”.

В некоторых версиях мода персонажи оставались одетыми, как и планировали в Rockstar. Другие версии использовали модели с голыми персонажами, которые тоже нашлись на диске с игрой.

Но истинные масштабы находки, сделанной моддерами, всё ещё не были понятны. “Тогда мы предполагали, что это были неиспользованные анимации, оставшиеся от ранней стадии разработки игры”, — утверждает Уилденборг. “Тем не менее, в скриптах были упоминания этих файлов. Так как я преимущественно занимался анализом скриптов, я решил понять, к чему они относились и нет ли в игре кода, который мог бы пролить свет на то, зачем нужны были те анимации. Отрывки кода, в которых находился ответ, были довольно запутанными, и я потратил довольно много времени и сил, чтобы понять, что и как работает. Чем глубже я копал, тем яснее становилось, что тот код не остался с ранних стадий производства, а был полностью завершённым, хоть и скрытым от посторонних глаз”.
“Примерно в марте 2005 я понял, что мы могли бы заставить этот код исполняться, если бы смогли сломать защиту, которая не давала ему заработать. Однако с PS2-версией мы не могли этого сделать. Единственным нашим шансом было то, что Rockstar оставит эти фрагменты нетронутыми в PC-версии, отложенной до июня”.

Оставалось лишь ждать.

Выпуск Grand Theft Auto: San Andreas на PS2 был триумфом. По состоянию на 31 октября 2004, конец финансового года и всего лишь пятый день продаж новинки, 20,9 процентов годового дохода издателя Take-Two принесла одна игра — San Andreas. За первые два месяца было продано 5 миллионов копий.

Несмотря на бешеный успех проекта, Сэм Хаузер всё ещё был одержим скрытыми сценами. 25 ноября 2004 он написал письмо продюсеру игры, Лесли Бензису, по поводу выходившей следующим летом РС-версии игры. “Надо изучить все варианты добавления дополнительного контента. Узнай, насколько ещё мы можем протолкнуть тему секса… каким бы безумием это не казалось”.

Бензис ответил: “Мы вернём сцены секса на место, как и хотели до этого”.

Задумкой Хаузера было выпустить две версии игры на РС — с более мягким рейтингом и с пометкой “Только для взрослых”. “Мы достигнем высот, которые и не снились остальным” — писал он позднее.

Несмотря на бурную реакцию общественности, сцены секса в игре планировались исключительно в юмористическом ключе.

Не все в Rockstar были рады такому предложению. В январе 2005 Хаузер написал ещё одно письмо Бензису, которое затрагивало сомнения отдела продаж по поводу резонности запуска двух версий игры: “Они считают, что мы столкнемся с резким неприятием игры, если зайдём слишком далеко”.
Команда пришла к консенсусу. Игра должна была выйти в том же виде, как и на PS2, а затем для неё бы появился патч с рейтингом “Только для взрослых”, который должен был, по словам Сэма, “выпустить тьму наружу”.

Уилденборг и его друзья решили сохранить своё открытие в тайне до выпуска игры на компьютерах. Они боялись, что излишнее внимание к находке могло заставить Rockstar вырезать контент полностью до того, как моддеры смогли бы разобраться, что именно делал код.

7 июня 2005 РС-издание San Andreas появилось на прилавках в США, за три дня до европейского релиза. “Один из моих знакомых в Штатах скинул мне копию того скрипта с диска с игрой. Я отредактировал его, чтобы активировать код и переслал обратно. Через 15 минут мне пришло видео”.

Видео показывало, что контент был не просто спрятанной кат-сценой, а парой мини-игр. В одной из них, которую Уилденборг назвал “игрой-шлёпанием”, игроки могли как следует отхлестать девушку CJ, ритмично нажимая на кнопку и увеличивая значение шкалы “ВОЗБУЖДЕНИЕ”. В “игре-совокуплении” геймер двигал аналоговым стиком, управляя половым актом и наращивая шкалу возбуждения. Модели героев были полностью одеты, и в них было сложно увидеть что-то эротичное. Тем не менее, это всё равно был самый откровенный игровой контент, что Уилденборг когда-либо видел в видеоигре.

“Это был тот момент, когда я решил выложить патч в открытый доступ. Я назвал файл “Hot Coffee”, потому что игровые девушки CJ использовали “а не выпить ли нам кофе”, как эвфемизм для секса. Hot Coffee был первым модом для San Andreas”. Хоть до европейского релиза оставалось ещё два дня, и у Уилденборга не было собственной копии игры, он уже успел пролить “горячий кофе”.

В день выхода РС-версии San Andreas, Сэм Хаузер находился в Сан-Диего, чтобы проконтролировать разработку новой игры студии, Red Dead Redemption. Спустя двое суток после появления “Hot Coffee”, 9 июня 2005, в офисе, или, в случае Сэма, вне офиса царило напряжение. Всё началось с появления новостей о том, что суд обязал материнскую компанию Rockstar, Take-Two, выплатить 7,5-миллионный штраф после 2-летнего разбирательства с Комиссией по ценным бумагам. Причиной была фальсификация данных о прибыли руководством с целью увеличить свои ежеквартальные премии. Тем же вечером Сэм увидел, что форумы пестрели обсуждениями мода для San Andreas.

“Этот мод” — гласил баннер за сайте моддеров — “добавляет в игру сцены секса с вашими девушками. Rockstar сами встроили это в San Andreas, но позднее удалили по неизвестным причинам. Мы возвращаем в игру этот функционал, чтобы все могли насладиться наиболее полной версией”.
Хаузер бросился звонить в нью-йоркский офис, но в трубке раздавались лишь размеренные гудки. По словам пожелавшего остаться неизвестным сотрудника, рекламный отдел Rockstar получил тогда распоряжение: “Не отвечайте на звонки и не давайте комментариев. Скоро всё станет намного, намного серьёзней”.

Четыре дня спустя Хаузер написал Бензису: “Они нашли те сцены. У нас будут проблемы? Надеюсь нет, ведь это чертовски круто”.

В июле 2005 Патрик удалил мод из Сети в качестве знака поддержки в адрес Rockstar.

Менее, чем через месяц ESRB начало официальное расследование, целью которого было выявить, не произошло ли нарушение их правил.

“Никто не ждал, что возникнет такой ажиотаж. Все кругом словно сошли с ума, и цифры установок побили все рекорды. За первый месяц мод скачало более миллиона человек. Члены форумы нашли мод забавным, и о нем писали игровые сайты — так что первая реакция на его появление была положительной”, — говорит Уилденборг.

Но после начала расследования ESRB, на историю обратили внимание и более крупные медиа. “В последующие дни полемика достигла невообразимых масштабов. Я почувствовал посреди поля боя, когда мне кинулись звонить и писать газеты и телеканалы.” Датское ТВ обосновалось на его лужайке, пока телефон в доме разрывался от звонков CNN, New York Times и ABC News. “Внимание СМИ сильно повлияло на жизнь моих родных, вызвав море стресса и раздражения. Я был обеспокоен последствиями всего этого для семьи и карьеры и отказался давать какие-либо комментарии”.
“Через какое-то время внимание начало угасать. К счастью, мой работодатель оказался без предрассудков и поддержал меня. Он нанял команду юристов, на случай, если в разбирательствах всплывёт имя его компании. К счастью, этого не случилось. Позднее я даже рассказывал об этом инциденте на неформальных презентациях для нескольких отделов”.

Чтобы избежать внимания прессы, Уилденборг выложил на своём сайте некоторые пояснения. Он чётко дал понять, что мод работал лишь при модификации оригинальной игры, и секс-сцены не были доступны без дополнительного вмешательства. “В ту ночь я получил звонок из Rockstar. Они хотели поблагодарить меня за то заявление… Сперва я решил, что это розыгрыш, но утром мне пришло ещё и электронное письмо. Мне кажется, эти комментарии на время успокоили парней из рейтингового агентства”.

Однако, история развивалась по нарастающей. 12 июля 2005, через день после звонка Уилденборгу, компания выложила официальное заявление, где обвинила в сложившейся ситуации “группу хакеров, обнаруживших серьёзную уязвимость в финальной версии игры”. Отдел по связям с общественностью стремился свалить всю вину на моддеров, даже сообщив Rolling Stones, что авторы сексуального контента “не связаны с компанией”.

Сообщество моддеров было в бешенстве. “R* это кучка тупых пид****ов” — писал один из выведенных из себя пользователей. “Они пытаются демонизировать моддинг и выставляют нас чуть ли не преступниками”. Другие писали: “Они открыто врут и подставляют Патрика. Я уверен что там… покатятся головы тех, кто оставил всё это нетронутым в игре”.

Кори Уэйд, один из руководителей в компании, позднее признал, что они выбрали неверную стратегию: “Списать всё на хакеров был колоссальным просчётом PR-отдела. Это было полнейшей катастрофой… они соврали”. Тактика не сработала. 20 июля 2005 ESRB изменила рейтинг игры на “Только для взрослых”. Четыре крупнейших торговых сети Америки — Wal-Mart, Target, Best Buy и Circuit City убрали игру с полок. Rockstar была вынуждена отозвать все копии до момента выхода нового издания, в котором скандальный контент был полностью вырезан.

По мере распространения информации о “Hot Coffee”, ситуация начала привлекать внимание политиков.  Сенатор Хиллари Клинтон велела Федеральной торговой комиссии начать собственное расследование. Take-Two попытались инкриминировать нарушение федеральных законов под предлогом того, что “лишь слегка прикрыв запретный контент, а не удалив его, ответчик намеренно создал условия для обнаружения и распространения запрещённой информации”.

Лицо Хилари Клинтон наложено на Статую Свободы в продолжении San Andreas, GTA 4.

Комиссия заключила: “По нашему экспертному мнению, было очевидно и неизбежно, что найдутся люди, способные обнаружить и обнародовать этот контент после релиза РС-версии San Andreas”.
В январе 2006 Сэм Хаузер вошел в здание Федеральной торговой комиссии в Вашингтоне. Он добровольно явился туда, чтобы ответить на вопросы относительно того, намеренно ли Rockstar обманула ESRB, чтобы избежать неудобного рейтинга. Комиссия уже получила десятки тысяч писем из внутренних архивов компании, и Хаузер давал комментарии на их счёт в течение девяти часов.
“Вы сидите примерно вот в такой комнате… Вы, ваши юристы и все эти следователи напротив вас”, — позднее вспоминал Хаузер в интервью 1UP. “У них в руках ваша переписка и они спрашивают: “Почему вы взяли это слово в кавычки? Почему вы сделали то? Почемувы сделали это?”… Не так-то просто ответить, да? Немногие из моих занкомых разработчиков бывали в такой ситуации… Я понимал, что эти люди хотят уничтожить нас, и если дать им шанс, они сделают это без тени сомнения”. В июне 2006 Комиссия признала, что маркетинг игры вводил в заблуждение, но не вынудила компанию выплачивать огромные суммы. Хоть Take-Two и не понесла наказания, Rockstar чётко дали понять, что при повторном нарушении закона компанию ждут куда более серьёзные меры. Издатель обязался “точно и явно раскрывать полную информацию о продукте, в том числе и рейтинг, на упаковке и во всех видах рекламы”.

Однако простые граждане судились с Rockstar ещё не один год. В конце концов, в сентябре 2009, Take-Two выплатила по коллективному иску $20,115,000 в адрес недовольных истцов. Спустя 5 лет после дискуссий Хаузера на тему секса как естественной части GTA, компания сполна расплатилась за сделанный ей выбор.

Однако босс студии не забыл нанесённых ему обид. В GTA 4, действие которой разворачивается в альтернативной версии Нью-Йорка, лицо Статуи Свободы заменило лицо Хиллари Клинтона. Вместо факела она сжимала в руках чашку с дымящимся кофе.

Сегодня Уилденборг ни о чём не сожалеет: “Если бы я вернулся в прошлое, я бы поступил так же. Не факт, что этот мод не выпустил бы кто-то другой. К тому же, это отличная история для вечеринок и внуков”, — смеётся он.

Но никто в Rockstar не спешит делиться подробностями той истории. Один из работников анонимно объяснил, что “Hot Coffee” принёс слишком много хлопот и не обсуждается даже внутри компании. Как сказал брат Сэма, Дэн Хаузер, в интервью The Guardian: “Это было изматывающе и разочаровывающе — словом, тогда наступили сложные времена”. Даже бывшие сотрудники боятся последствий рассказов о случившемся тогда. Один из тех, с кем я пытался связаться, ответил мне, что он переслал переписку со мной своему законному представителю и не планирует продолжать разговор. С учётом столь огромных суммам, фигурировавших в том деле и потенциальных рисков, никто не хочет ввязываться в новый конфликт и признавать своё участие в создании спорных мини-игр.

Среди всей этой драмы, споров политиков и судебных процессов, в истории о “Hot Coffee” ещё остаётся очевидное противоречие. Лучше всего его описывает сам Уилденборг: “С моей точки зрения, нет причин, почему этот сексуальный контент не может быть включен в игру. В конце концов, игра уже имела рейтинг “Для взрослых”. Почему 17-летний парень может носиться по виртуальному городу с оружием, убивать копов и избивать прохожих, но не может заняться любовью с девушкой после длительных отношений? Я не понимаю, как американцы могут находить подобное более шокирующим, чем вся жестокость в игре”.

Быть может, эта культурная война не может быть выиграна лишь одним воином. Хаузер мог попытаться возразить ESRB, что относительно целомудренные сексуальные акты в игре нельзя приравнивать к порнографии. Быть может, при таком количестве акционеров риск были чересчур высок. Может быть, у защиты не хватило времени подготовить необходимые доказательства. В любом случае, намного проще было подчиниться и вырезать спорные куски игры.

Однако последствия истории всё равно были значительными. Помимо финансового урона, сотрудники понесли и эмоциональный урон. Rockstar до сих пор не обсуждает эту историю ни с прессой, ни с фанатами (компания отказалась давать комментарии для статьи). Обвинив во всём хакеров, компания отдалилась от самых преданных её фанатов. Это решение, принятое сгоряча, показало, насколько компания оказалось неготова к идеологической битве в войне, в которой многомиллионные доходы сдерживают разработчиков игр от показа секса в их проектах.






2 комментария к этой новости

Добавить комментарий

  • Сообщество ВКонтакте Страничка Twiiter Группа в Steam Страница на Facebook Страница в Google Plus

  • Почему я не могу найти кого-то нормального для разнообразия?
    Томми Версетти из GTA: VC
  • . . Сайт адаптирован под браузеры: OperaMozilla FirefoxGoogle Chrome и разрешения экрана: от 1024x600 до 1920х1080